(Эстетические диалоги)

Беседы с О. при красном вине
Беседа 2

Ст.Н.:        Итак. Произведение искусства есть сосуд, в который нечто вложено. Для наглядности возьмём вот этот бокал …Берём-берём. Отпиваем глоток. Что, вам вино не нравится?
О.:        Да нет, бокал. Мне больше по душе вот что-нибудь такое, ну, что ли вещное и грубое, земное - глиняный горшок, например.
Ст.Н.:        Пойдём на компромисс: для наших целей горшочек подойдёт. Хранят обычно в нём
сыпучие иль жидкие тела (а в прочем - всякие, что только могут поместиться). По содержимому его и величают: горшочки с мёдом, с маслом, с молоком, горшочек с испражненьями.
О.:        Вот-таки-да..?!
Ст.Н.:        А что вас тут смутило? Не вам ли по душе всё "вещное и грубое, земное". Не знаю ничего грубее и земнее, чем испражнения.
О.:        …но здесь мы об эстетике, с прекрасным…
Ст.Н.:        …и с безобразным эстетика имеет дело…
       Согласен я, обидно. Да вы не первый и не последний (я уверен) ошибку допустили - эстетично не только изящное и красота, что привлекают нас и ублажает душу.
       Эстетике не безразлична трагическая (или комическая) сущность, в которых не последнюю играет роль (так ненавистная всем) "безобразность"…Но, впрочем, забежали мы вперёд, и повернуть нам следует обратно - лицом к горшочку нашему.
       Так вот, в произведении искусства, как и в горшочке бывает содержимое - персонажи, события, реалии и факты, из жизни взятые иль вызванные к жизни фантазьей автора (то бишь, придуманные им).
       Для примера возьмём детскую сказку. Некая курочка, которую звали Ряба, снесла своим хозяевам золотое яичко. Все попытки это яичко разбить не увенчались успехом. Но некая мышка умудрилась взмахом хвоста яичко разбить. Расстроенных хозяев курочка пытается успокоить обещанием снести новое, но уже простое яичко.
       Вопрос - где здесь горшочек, а где его содержимое?
О.:        Никакого горшочка я здесь не усматриваю, а содержимое - весь текст, начиная с "некая курочка…" и заканчивая её обещанием: персонажи, события, реалии и факты - всё здесь присутствует.
Ст.Н.:        Совершенно верно. А теперь послушайте другой вариант и ответьте на тот же вопрос:
Жили-были дед да баба,
и была у них курочка Ряба.
И снесла курочка яичко,
да не простое,
а золотое.
Дед бил-бил,
не разбил,
баба била-била,
не разбила.
Серая мышка
пробежала,
хвостиком
махнула,
яичко и разбилось.
Дед плачет,
баба плачет,
а курочка Ряба
кудахчет:
"Не плачь
дед,
не плачь
баба,
снесу я вам
новое яичко,
да не золотое,
а простое".
О.:        Понял-понял. Горшочком вы называете форму, в которую вставили содержимое.
Ст.Н.:        Нет-нет, пятнадцать тысяч "нет"! Мой друг, вы мне пообещали, что позабудете всё то, что знали об искусстве. Ни-о-какой-здесь-форме речи не идёт.
       И вместе с тем вы точно уловили, что (во втором варианте) рифмо-ритмическая оболочка для содержимого и есть- горшочек (наш сосуд).
       Для каждого вида и жанра искусства - своя оболочка. Для живописи - это ритм линий и красок (цветов). Для стихов - ритм, метр, размер, рифма, аллитерация. Для скульптуры - пластика. Для прикладных (не наших виртуальных, а реальных горшочков, вазочек, бокалов) - пластика, ритм орнамента, извивы, перегибы частей и пр. И т.д. и т.п.
       Итак. Произведение искусства есть некий сосуд (оболочка), в который вложено (а точнее - может быть вложено) содержимое - персонажи, события, реалии и факты, из жизни взятые иль вызванные к жизни фантазией автора (то есть придуманные им).
[конец Беседы 2]


03.04.08

*   *   *








Беседа 3

/молча пьют до дна и снова ставят бокалы на диск/
Ст.Н.:        Бокал, по моему, сам-по-себе красив. Поскольку - гармоничен: так части правильны его и - что важнее здесь - соизмеримы и друг другу, и бокалу в целом. Являет нам их сочетанье воспоминание о древнегреческом сечении златом и о числе открытом Леонардо Фибоначчи в далёком-тоже-уж Средневековье.
       А, ведь, в искусстве - и ритмы слов и рифм в поэзии, движения танцора, слияние различных звуков в музыке и линий-красок в картине - всё это вращается внутри порядка,
который именуется - гармония.
       Так в чём же красота - гармонии синоним: в сосуде нашем или в содержимом? Вот в чём вопрос. В вине или в бокале? В данном случае и там , и там…
       В чистом искусстве сосуд (горшочек-или-оболочка) всегда-прекрасен-должен-быть, но содержимое быть может безобразным - и, как угодно вам, возвышенным, изящным, или трагическим, или комичным, иль героичным…как в творчестве Шекспира.
Внешняя сторона произведения всегда притягательна - иначе, кто станет слушать, зреть или читать то, что с "поверхности" уже отвратно.
       А красота (прекрасное-с-наружи) нас - людей ("бесцельно" и без утилитарного интереса) привлекает и доставляет наслажденье. В том и  отличие нас от братьев наших меньших-по-уму, животных (в них ритмы звуков или буйство красок инстинкты пробуждают лишь для действий - бежать, напасть, сожрать, совокупиться…). 
       Итак, к искусству тянет человека желание насладится красотой сосуда, в который может быть вложено некое содержимое. Последнее, увы-и-к-сожаленью, не только радует (прекрасное, комическое), но и - порою - огорчает (трагическое) и даже отвращает (безобразное).
[конец Беседы 3]

*   *   *






Беседа 4

Ст.Н.:        Итак, к искусству тянет…надоело, как попка повторять одно и то же. Давайте, лучше, выпьём и (не бойтесь)… снова нальём. (…) Вот мы и выпили  с о д е р ж и  м о е.
О чём это говорит?
О.:        Что содержимое легко отделяется от сосуда-оболочки.
Ст.Н.:        Да это остроумно и …справедливо, но только лишь для произведений искусства прикладного. В чистом искусстве (правда не во всех видах) оболочка неразрывно связано со своим содержимым. Попробуйте во всё той же "Курочке Рябе" изъять содержимое (помните наш первый вариант - вольный пересказ). Что станет с оболочкой (сосудом, горшочком)? Она рассыпется, растворится, исчезнет. Это только в сказке Л.Кэррола улыбка чеширского кота ещё долго витала в воздухе. А в нашей реальности улыбка без того-что-улыбается существовать не может.
       И всё же, что важнее для искусства содержимое или горшочек, в котором содержимое хранится.
О.:        Я каждый день в СМИ слышу или читаю бесконечные рецензии, отзывы, критические заметки, в которых непременно-настойчиво-подробно пересказывается содержимое. И, следуя логике, в премьеры должен выбрать первое. Однако, немного зная вас и этот взгляд, рискну поставить на второе - горшочек.
Ст.Н.        Разумеется. Угадали, конечно. Ведь горшочек-оболочка-сосуд (как нечто внешнее - обращённое к нам) есть единственный способ художественного пересказа содержимого (персонажей, событий, фактов, реалий).
       В искусстве во все эпохи-вехи-времена  - важнее было КАК, чем ЧТО. Невразумительное "как" всегда губило самое изысканное "что". И, наоборот, мощь шекспировского "как" превращало непритязательные сюжеты в потрясающие всех трагедии ("Ромео и Джульетта", например).
Мало того, есть виды (музыка, архитектура, чистый танец) и направления (абстракционизм), где нет содержимого вовсе (или оно подразумевается только).
О.:        Нет-нет такого быть не может. А как же постулаты, что "Абсолютно всё имеет содержание" и "Форма и содержание неразрывны". Чур меня. Уж лучше я напьюсь до непотребства, чем принимать на веру -"нет содержимого вовсе".
Ст.Н.:        Пейте, если это вам поможет меня выслушать до конца. Итак, вы снова ошиблись. Но успокойтесь - вы не одиноки: девяносто процентов (нет, ни рядовых реципиентов даже), а рецензентов, заштатных критиков (да и, пожалуй, штатных - тоже) убеждены, что содержимое и содержание  -  суть-одно-и-тоже-есть. Но это не так.
       Содержимое - на поверхности, его можно видеть, слышать - ощущать. Содержание сокрыто в ткани произведения и возникает в сознании читателя, слушателя, зрителя лишь в результате воздействия всего произведения (или его частей). Содержание это всегда вывод-итог-послевкусие от воспринятого.
       И такой итог может быть либо рационально-понятийным (литература, театр, кино, живопись), либо рационально-эмоциональным (поэзия, кино, песня, театр, живопись), либо только эмоциональным (музыка, архитектура, чистый танец, абстракционизм). И когда мы слышим: "Я ничего не понял, но не мог оторваться [от абстрактной картины], она меня заворожила.", "Она [абстрактная картина] меня притягивает, хотя в ней  ничего не изображено" - то это и означает, что содержание дошло до реципиента.
       Итак, в искусстве никто не отменял содержание - оно всегда есть, но выяснелось, что в некоторых видах, жанрах, направлениях отсутствует содержимое. Горшочек - пуст, но он ценен и сам по себе - без содержимого.
[конец Беседы 4]
продолжение следует...
24.05.08





Автор и редактор - Kirilich
A-mail:kirilich@abstart.ru
© Kirilich 2008

Беседа 1

Ст.Н.:        Наливаем этот рубиновый напиток в бокалы. Отпиваем по глотку. Затем ставим бокалы на вращающийся диск. Вот так. И, наблюдая за игрой света и цвета, неспешно начинаем беседу.
Но прежде должен я предупредить: забудьте всё, что знали до сих пор вы об искусстве…
О.:        Ах, извините, г-н профессор, я не хочу казаться неучтивым, но этот ваш призыв (и именно от вас) мне кажется и странным, и нелепым.
Ст.Н.:        Но почему?
О.:        Окончив школу с золотой медалью, я поступил в училище искусств. И первое, что мне пришлось услышать от тамошнего мэтра, было: "Забудьте всё, чему учили вас в убогой этой усреднённой школе…".
       Ну, хорошо, забыли и долбили ученья новые все эти годы. И невзгоды, и сирость бытия (в конечном счёте) я компенсировал заслуженным дипломом с красивою кровавой коркой.
       Почти что без экзаменов я в институт попал, и в первый же учебный день куратор курса (уже не помню, как его и звали) сакраментальный приподнёс нам спич: "Забудьте всё, что вы узнали до института". Ради бога. Мне это не в первой, да и не в тягость - раз нужно позабыть, то и забудем.
       И заново (почти семестров десять) я познавал историю, теорию и практику искусства, все виды, жанры, школы и направления, эстетику (вот кстати - у вас её я изучал).
       Теперь (уже в аспирантуре) вы также, как коллеги ваши, нас призываете забыть - и на`прочь - то, чему и вы нас обучали. А вам-то самому не кажется сие и странным, и нелепым?
Ст.Н.: Ничуть. Отнюдь. Рифмуются с забудь. Но шутки - в сторону.
       Я вам преподавал всё то, чему учили меня мои учителя, что (в очередь свою) они узнали от менторов своих, а те наставников имели, ведь, тоже… И так почти до бесконечности. Но лишь почти. Поскольку знаем мы , кто основателем эстетики являлся у нас (на Западе), и (на Востоке) - у них: пифагорийцы, Сократ, Платон и Аристотель, и Лаоцзы, и Шакья Муни Будда…
       И все они учеников имели - начётчиков и бездарей (процентов эдак на девяносто девять). Долдоны эти, как попугаи Ара, готовы были (слово-в-слово) учителя цитировать везде - и к месту, и не к месту. Талантливые же (о, их совсем немного) опровергали (хоть в чём-нибудь) учителей своих.
       А это-то и справедливо. Ведь, не случайно мудрость древних буквально требует: "Умри учитель в ученике своём". А легендарная та фраза, что будто бы сам Аристотель над телом мэтра своего - Платона - в слезах и скорби произнёс: "Платон мой друг, но истина - дороже", лишь подтверждает мысль мою.
       А ты…вы…ты, мой ученик талантливый, ты тоже готов, сумеешь, сможешь меня низвергнуть…?
О.(после некоторого замешательства): Не знаю, что и ответить…
Ст.Н.:        Но, ведь, не против ты талантливым не только слыть, но быть?
О.:        О, да, конечно.
Ст.Н.: А это значит - ниспровергнешь. А как (по лекциям моим) определишь ты, где мысль моя, а где учителей моих?
О.:        Не знаю.
Ст.Н.:        Вот то-то и оно…Придётся позабыть всё то, что знал ты об искусстве. И "с чистого листа" начать со мной беседы. Как будто в первый раз столкнулся с занудною наукой этой - эстетикой. При этом постарайся ты непредвзятым быть. Ну, что - начнём?
О.(кивнул): Начнём.
Ст.Н.:        Итак. Произведение искусства есть сосуд, в который нечто вложено.
[конец Беседы1]

*   *   *


(Литературно-публицистическое приложение abstart.ru: эссе, проза, стихи, записки, заметки, рассуждения о художественной культуре)
Сайт управляется системой uCoz